Детский шахматный клуб

Отзыв о шахматном турнире, который проходил на Иссык-Куле, 2018

Уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки!

Руководители нашего шахматного клуба попросили меня рассказать о шахматном турнире, который проходил на Иссык-Куле в прошлом году, что я и делаю с чувством большой благодарности к организаторам этой поездки.

 

Я пенсионер, и мой внук, так же, как и Ваши дети, ходит в этот клуб.

 

Прошлым летом в нашей семье возник вопрос: чем занять в каникулы восьмилетнего ребенка, в какой детский лагерь его отправить? Обсуждалось и предложение нашего тренера Ирины Леонидовны отпустить ребенка с командой на Иссык-Куль на шахматный турнир. Естественно у нас возникло много вопросов, и мы приняли решение: на турнир еду я с внуком. В последний момент с нами решила поехать и бабушка.

 

Наша «команда» состояла из 9 человек (восемь мальчиков и одна девочка, возраст детей – от 8 до 15 лет) и 2-х тренеров – Ирины Леонидовны и Елены Васильевны.

 

Теперь постараюсь упредить Ваши вопросы, которые наверняка возникнут при принятии подобного решения, и подробно ответить на них. Должен сразу извиниться за частое упоминание внука в рассказе. Я далек от хвастовства, но так мне проще на примерах поделиться с Вами своими наблюдениями.

 

Санаторий «Иссык-Куль», где проходил турнир, находится в центре г. Чолпон-Ата. Это бывший санаторий Совмина Киргизии. Большой очень ухоженный парк, ели, сосны, море цветов, белки, косули. Часть территории – резиденция президента Киргизии. Территория ограждена и серьезно охраняется.

 

Всю группу разместили на втором этаже небольшого корпуса в двухместных номерах. Номер – небольшая, но уютная комната, душевая, санузел. В номере две кровати, стол, шкаф, телевизор, холодильник. Горячая вода круглосуточно. В общем, достаточно приличный «эконом класс». До главного корпуса – 100 м, до пляжа – 300. В главном корпусе – столовая и актовый зал, где проходил турнир. Столовая приличная, еда нормальная, порций детям хватало.

 

Мы с бабушкой и внуком жили в коттедже. Места бронировались заранее, и еще одного места для бабушки не нашлось. Это создавало нам определенные неудобства: внуку надо переодеться, что-то забрать из коттеджа, что-то оставить. Каждый день, по 3-4 раза ему приходилось бегать «домой», а затем разыскивать всю группу, естественно при моем сопровождении.

 

Организация турнира превосходная. Честь и хвала шахматной федерации Киргизии. В турнире участвовало более 200 детей.

 

Распорядок дня нашей команды: зарядка, завтрак, прогулка с тренером по парку 20 -30 минут. Турнир 1,5-2 часа, обед, занятие с тренером - разбор сыгранных партий и рекомендации на следующую игру. Далее пляж – 1.5-2 часа (в зависимости от погоды), ужин и «свободное» время под присмотром тренеров.

 

Система безопасности и контроль

В прошлом я строитель и всю жизнь занимался, на достаточно серьезном уровне, организацией производства и техникой безопасности. В первый же день я увидел тщательно, до мелочей, отработанную систему. Присмотр за детьми, строжайший, но детям незаметен.

 

Считаю необходимым, рассказать подробно. Сразу же тренеры нас познакомили со всеми детьми. Детей предупредили, что к нам, могут обращаться по любому поводу.

 

 

Жилье. Еще за полтора-два месяца до поездки я не раз слышал напоминание тренера: «Определяйтесь с поездкой, надо бронировать места». А за три дня до поездки возник вопрос проживания нашей бабушки. Он решился за 10 минут по телефону. Вопрос «Почему так»?

 

Все стало понятно, когда мы увидели жилье для команды. Бронировались конкретно корпус, конкретно второй (он же последний) этаж, конкретно номера. Двери из номеров выходят в коридор, коридор заканчивается небольшим холлом. Из холла две двери – одна на лестницу, другая в двухместный номер тренеров.

 

На тренировке

Все предельно просто: настежь открывается дверь в номер тренеров, и теперь большая комната номера и холл – единое место для занятий и досуга всей команды. Тренер располагается так, что выход на лестницу перед глазами. Компьютеры, шахматы, настольные игры – все под рукой.  Столовая. Команда разместилась в углу большого зала за шестью столами; тренеры вдвоем, в самом углу, чтобы видеть всех детей. Нас взрослых любезно попросили сесть за другой крайний столик лицом к детям. Все дети между взрослыми.

 

Случайность? Нет – элемент той же системы.

 

 

Пляж. Пляж небольшой, длиной метров 100 – 150. При входе на пляж – пост спасателей. Место купания наших детей в 15 м от этого поста выбрано не случайно. Рядом моторная лодка, связка жилетов, спасательные круги. Со спасателями я познакомился, ответственные люди. На мою просьбу проследить, чтобы это место на пляже было свободно с 16-00 до 18-00, слышу: «Знаем, указание получили». Глубину в этом месте проверял лично – в 10 м от берега – по грудь. Вход в воду – только по команде, дети резвятся и плавают только вдоль берега. Оба тренера – у кромки воды.

 

 

Дети вылезли из воды - тщательное растирание полотенцем. Тренеры проверяют, младших растирают сами. Сразу же организована какая-то игра с беготней, чтобы согрелись. Солнце зашло за тучу, стало прохладно – все домой и сразу под горячий душ. Не помню, чтобы хоть один ребенок после купания заболел. Ребенок в игре сбил коленку – аптечка под рукой.

 

Мучаюсь от ненадобности, собираю мальчишек (8-12 лет) и организовываю игру в футбол в 30 м от нашего места. Тренеры с большой неохотой, но отпускают со мной детишек. Через какое-то время к игре подключаются еще 5-6 не наших мальчишек. Через минуту вижу Елену Васильевну между водой и «футбольным полем». Забеспокоилась – детей много, я могу и не уследить…

 

Другой пример – к концу турнира приехал еще один наш тренер. На следующий день наши тренеры отлучились на 2-3 часа, чтобы решить вопрос автобуса для возвращения в Алматы. А новый тренер занялся с детьми разбором сыгранных партий. Меня попросили ему помочь, поскольку я знаю всех детей. Уверен - тренер приехал специально для такой ситуации.

 

Все продумано, все учтено до мелочей, как в шахматах – на 10 ходов вперед.

 

Досуг

Не могу в деталях рассказать, чем занимали детей в «условно свободное» время – конечно преобладали шахматы. Но внук гордился какими-то рейтингами, призами в виде шоколадки за какие-то соревнования, какими-то очками. И каждый вечер я забирал ребенка из команды со слезами на глазах (не хотел уходить), и только в обмен на мое обещание сыграть с ним перед сном в шахматы.

 

Внук, каждый вечер напоминает разбудить пораньше, чтобы бежать с командой на пляж на зарядку…???

 

Видел я и коллективный поход в десять часов вечера на пляж, смотреть луну над озером. Или все идут кормить косулю. Или идут играть в теннис.

 

Дети все время чем-то заняты. Внука мы практически не видели.

 

О тренерах

Я уже говорил, что в турнире участвовало более 200 ребятишек. Большую часть привозили со всей Иссыккульской области автобусами. Каждый день, в ожидании окончания партий я наблюдал за детьми и работой других тренеров. Со многими познакомился. Видел грубость, «солдафонский» стиль общения с детьми. Видел и «скоростное изучение» дебютов. Этих детишек мне жалко.

 

Работа Ирины Леонидовны и Елены Васильевны на турнире – это высший пилотаж в педагогике. По отношению к ним слово тренер – неприемлемо. Более точно – Наставник. (Это не ошибка - пишу с большой буквы). Отношение, внимание к детям… нет слов. Ни одного слова повышенным тоном. Чувство ответственности зашкаливает. Дети для них – личности. И дети отвечают взаимностью.

 

До сих пор не могу понять, как можно увлечь ребенка, чтобы после 5-6 часов занятий в шахматы, он просил сыграть с ним перед сном еще одну партию. Мой внук не любимчик (не дай Бог) – ко всем детям отношение равное.

 

После одной из утренних прогулок наша команда собралась у входа в зал в ожидании начала тура. Я подошел к детям и, чтобы как-то приободрить, сказал, что мы единственная на турнире команда из Казахстана и надо бы постараться выигрывать. Такого всплеска патриотизма я не ожидал. Поразительно. Наши детишки, едва научившиеся переставлять фигуры, бились за честь Казахстана. Уверен, здесь без Наставников не обошлось.

 

Я уже упоминал выше, что нашим тренерам пришлось уехать по делам. Сразу после обеда, все дети собрались в холле. И началась работа: несколько человек разбирают сыгранную партию, спорят, обсуждают варианты. Кто-то играет между собой, тут же идет обсуждение ходов. Я увидел дружный коллектив. Полная самостоятельность. Тренер только слегка вмешивается. Я вообще не при делах. Через полтора часа вспомнили, что идет чемпионат мира. И все вместе с нашего согласия ушли в чей-то номер смотреть футбол. Мы, взрослые, так и остались в холле, периодически заглядывая к детям.

 

Для меня - загадка: Как за неделю удалось так сплотить детей разного возраста? Уже начиная с третьего дня и до сих пор внук считает себя членом единой команды.

 

Пример: уже осенью, подъезжаем к клубу на полчаса раньше. Говорю внуку: «Надо подождать, еще рано, будешь мешать». В ответ слышу: «Дед я пойду. Помогу Ирине Леонидовне тренировать малышей» (!!!) Комментарии излишни.

 

А в день «Святого Валентина» дает мне поручение, сообщить Ирине Леонидовне, что все дети ее очень любят, но он больше всех. Признаюсь – это поручение я выполнил с большим удовольствием.

 

Результаты этого турнира

Мой внук – обычный ребенок. Ему 9 лет, учится во 2 классе обычной школы. Умственные способности – как у всех. Шахматами занимается с февраля 2017 года. У нас не было цели сделать из него чемпиона. Задача другая – отвлечь от тупых компьютерных игр. Однако: 4-й разряд - ноябрь 2017 г., 3-й разряд - июнь 2018 г., далее – турнир Иссык-Куль, ноябрь 2018 г. – чемпионат города, (входит в десятку лучших, зарабатывает второй разряд), март 2019 – первый заход на 1-й разряд (набирает 6 очков, до первого разряда не хватило пол очка). Чего еще желать?

Интересуюсь я успехами и других наших «Иссыккульских» детей, естественно болею за них на турнирах. Все показывают хороший рост. Кстати, те дети, которые не занимались летом шахматами, от наших детишек отстали и до сих пор это отставание не ликвидировали.

 

Что дал этот турнир? Игровая практика – это само собой. Но максимальная польза - это разбор сыгранных партий, работа над ошибками и подготовка к следующей игре. Эту работу без тренера не выполнить (правила не запрещают ознакомиться с записью партий любого участника турнира, что и делалось вместе с тренером).

 

У кого-то может сложиться впечатление: вот съездили на турнир, и пошли результаты. Это далеко не так. Это и занятия в клубе, и домашние задания. Но главное – после турнира шахматы превратились для ребенка из занятия в любимое занятие. Простудился – в школу не идем, а на шахматы – обязательно.

 

Но шахматы не главное. В сознании внука четко укрепилось: «Хочешь побеждать? – Работай, старайся, будь собранным, внимательным. И все получится».

 

Внук – очень эмоциональный ребенок. Проиграл – сразу в слезы. Ничего не могли сделать. Никакие разговоры не помогали. Мне порой было стыдно за него. На третий день слезы «как отрезало». В конце турнира вижу внука хмурым: «Что, опять проиграл? – Да, проиграл – Ну и, что будем делать? – Хочу играть, как Ларс…» (Ларс – самый старший в команде, перворазрядник, очень хороший парнишка).

 

После Иссык-Куля у внука дисциплинированность, ответственность, работоспособность выросли в разы. Желание победить, отличиться зашкаливало.

 

В августе Ирина Леонидовна (наш тренер) отсутствовала дней десять, увезла детей на другой турнир. Внук решил сделать ей «подарок». Поймал кураж, и решил в ее отсутствие 250 задач из нашего, очень толкового задачника «Внимание комбинация». Конечно, Ирина Леонидовна этот «подвиг» оценила, но треть задач забраковала.

 

И это не все. Все, эти приобретенные навыки, как «под копирку» отпечатались в школьных занятиях. Для меня до сих пор остается загадкой – как за 10 дней нашим Наставникам удалось перезагрузить сознание ребенка? Я в восторге от их блестящей работы. О таком подарке мы и не мечтали.

 

Не скрываю: цель моего рассказа – помочь нашему клубу набрать команду.

Признаюсь, я хочу, чтобы мой внук еще раз поехал на этот турнир. Без всяких колебаний отпущу его с любым из тренеров. Если не получится с командой, может быть, поедем вдвоем. Хотя, понимаю, без тренера это пустая трата времени и средств. Я видел такую семью – наши соседи по коттеджу. Мальчик, годом ранее, выиграл этот турнир и получил 1-й разряд. Приехал побеждать, а результат плачевный даже в десятку не попал.

 

Должен сказать, что двое детей (Ларс и Аня) уже не один год ездят с тренером на турниры: Киргизия, Чехия, Грузия, конечно Казахстан. Маму Ани я знаю давно, у нее даже не возникает вопроса «отпускать, или не отпускать».

 

Еще один совет: Если Вы примете решение ехать с ребенком – надо жить вместе с командой. (Выше я рассказывал о неудобствах отдельного проживания). Следует учесть, что ребенка вы будете видеть только в завтрак, обед и ужин. От команды Вы его оторвать не сможете. Взрослым там делать нечего; купаться можно только к вечеру – днем все-таки прохладно. Отдыхающих мало, наша бабушка читала книги, а меня от безделья спасал чемпионат мира по футболу.

 

Заканчиваю свой рассказ словами внука: «Я очень полезно отдохнул».

 

С Уважением к Вам и Вашим детям С. Мурашкин